сентября 20, 2007

Не смотри на ошибки, изучай успех

Разбор полетов. Кому не знакома эта фраза? Думаю, найдутся единицы, которые не были участником «разбора полетов».

В большинстве своем эти процедуры свойственны бизнес-структурам, но некоторые индивидуумы делают эти операции самостоятельно. И это очень правильно. Почему организации должны проводить анализ своей деятельности с целью ее корректировки и достижения лучших результатов, а люди свои действия не анализируют.

Понятно, что в организации данные процедуры более естественны, т.к. каждый участник пытается найти «крайнего» и в результате, при нормальном руководстве, изучаются объективные причины, а не субъективные «наезды». По причине «поиск крайнего», индивидуальные разборы полетов крайне легки, т.к. большинство людей склонны найти виновного дядю, чем объективно изучить ситуацию и определить свои прочеты.

Рассказывать, почему лучше искать причины в себе, чем «крайних» снаружи, сейчас не буду. Может быть в другой раз.

В этой заметке я хочу сказать о том, что очень многие допускают одну большую ошибку. При «разборе полетов» анализу подвергаются только отрицательные результаты. Т.е. изучается, что было сделано не так и что нужно сделать, чтобы в другой раз этого не повторилось. Я считаю, что в обязательно нужно анализировать положительные результаты. Почему? Все очень просто.

Обычно «разборы полетов» проводятся для процессов, которые индивидуальны. Т.е. нет четкой инструкции как и что делать. Когда все происходит «на лету» - отсюда и «разбор полетов». В такой обстановке (на лету) многие решения принимаемые исполнителями разных уровней и рангов носят характер «ноу хау», т.е. были придуманы по ситуации. И вот здесь те, кто акцентирует внимание только на «плохих» решениях, допускают ошибку. Акцент нужно ставить на «хороших» решениях. Необходимо «закрепить» результат. Проработать это решение со всеми участниками, определить, что именно послужило такому решению и какой именно результат принесло. Это позволит, во-первых, поддерживать дух энтузиазма (ссылка на предыдущую заметку) и, во-вторых, выполнит образовательную функцию. Т.е. кроме «учебы на чужих ошибках» я предлагаю, нет, я настаиваю, необходимо учиться на своем и чужом успехе. Если вы анализу подвергаете только ошибки, то и работник при выполнении своей работы будет акцентировать внимание на то, чтобы не совершить ошибку. А не совершать ошибки человек может, отказавшись от всего нового. Ваша же задача как руководителя (может быть только руководителя своей жизни) строить работу так, чтобы ваши работники всегда искали возможность улучшить свою работу, а значит и результат всего коллектива.

Это заметка о собственном опыте. Когда вы как руководитель обращаете внимание работников на их ошибки, то у работников отпадет всякое желание пробовать новое.

Так что, учитесь, учитесь и еще раз учитесь. И лучше не на ошибках, а на успехе.

Комментариев нет: