сентября 15, 2007

Хватит смотреть на деревья - разглядите лес

Я рыбалку люблю. Не то чтобы рыбу, но сам процесс…
А я охоту. Не то чтобы зверей убивать, но сам процесс…
А я люблю детей делать. Не то чтобы детей люблю, но сам процесс…
Анекдот

Сколько раз нам на разных соревнованиях в школе/институте/жизни твердили: «Главное не победа, главное – участие». Не знаю, может для организаторов и зрителей это и так, но для участника нет ничего важнее победы. Ну какой смысл мне участвовать в каком-либо соревновании, если я не хочу победить. Если для каждого участника не важна победа, то смысл в соревновании отсутствует.

Представьте себе спринтеров, которые бегают просто для себя, а не ради победы. Наверное, мировой рекорд на 100 метрах был бы в районе 20 секунд.

Поэтому, результат всегда важнее самого процесса. Акцентируйте внимание на результате. Ничто кроме результата не должно быть целью. Хотя я предполагаю, что в некоторых случаях желаемым результатом может быть сам процесс – читаем анекдот, последнюю строчку.

Особенно это бывает опасно в бизнесе. Когда молодой менеджер (а еще чаще, маркетолог) увлекается процессом и игнорирует результат. В этом случае он будет обречен на провал. Рано или поздно это произойдет. Вечно везти не будет.

Любые действия, нацеленные на создание или управление каким-либо процессом должны иметь конкретные цели. При этом цель не должна быть «завязана» на самом процессе. Нет никакого смысла менять процесс ради того, чтобы процесс просто изменился. Должно измениться то, ради чего этот процесс существует. Или могут возникнуть косвенные выгоды.

Пример. Менеджер по маркетингу инициирует некие маркетинговые процедуры. Самой большой ошибкой этого менеджера будет упование самими процедурами и тем, какой он «крутой», что замутил такой «маркетинг-микс». И глупо с его стороны не обращать внимания на отсутствие положительного результата от этого мероприятия или наличие оного. А единственным положительным результатом может быть ТОЛЬКО увеличение продаж и увеличение прибыли. Все. Никакие там «каннские львы», никакое «понтовое» бахвальство перед коллегами, никаких личных симпатий девушки, друга, руководителя. Любое маркетинговое мероприятие должно преследовать конкретную цель. Например, поднять объемы продаж на 10,20,30%%. Всякие пустые цели типа «укрепление имиджа» или «положительное ассоциирование у потенциального клиента» не имеют никакого смысла, если не достигнута главная цель – УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ и ПРИБЫЛИ.

Второй пример. Молодого руководителя назначают на руководство отделом разработки программного обеспечения. Этот молодой человек много читает «полезной» информации о процессах разработки программного обеспечения. Придя на новое место, он сразу определяет, что все процессы в отделе не соответствуют последним модным тенденциям в мире менеджмента. И что? Он сразу начинает все менять и внедрять новую ХХХ технологию, новый YYY подход. Зачем? Потому что так модно? И что теперь? Теперь работоспособность всего отдела стремится к нулю, т.к. все заняты или сопротивлением новым течениям или слепым подчинением. И то и другое ведет к тому, что никто кроме уборщицы, не занят своим делом. Гораздо лучше было бы выполнить полный анализ всех процессов в отделе и определить, какие из них имеют ПОТЕНЦИАЛ К РОСТУ производительности. Т.е. какие из подходов его предшественника, являются не оптимальными. И поставив цель уменьшения времени и ресурсов, потраченных на действие ZZZ сократить на 10,20,30%. И, исходя из этих целей, начинать что-то менять. Конечно, среди его подчиненных найдутся противники и таким изменениям, не без этого. Но здесь у руководителя будет один большой довод – предельно ясная цель, которую можно и должно довести до каждого участника процесса.

Третий пример. Ведение блога. Само по себе ведение блога не имеет никакого смысла. Ну, только если процесс ведения блога не относится к последней строчке анекдота. Любой сайт имеет какую-то цель. Если сайт создается ради интереса и в процессе угасания пустого интереса не возникает другой цели, то такой сайт умирает. Нет ни одного популярного сайта, создатели которого не имеют каких-либо меркантильных или, наоборот, альтруистических целей.

Ставьте перед собой цели, меняйте процессы для их достижения, создавайте новые, действуйте. Но только не ради самого действия, иначе – последняя строчка анекдота.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

А вот, если, например, цель молодого роководителя отдела программистов, (коим я и являюсь на данный момент), заработать больше денег и сделать карьеру. Это его интересует в первую очередь, а благосостояние фирмы как то не очень. У них и так денег больше. Тут уже и повышение качетва и скорости выполнения проекта сами по себе являюстся определенным процессом, а не целью, как таковой. Получается, что на сам процесс можно не обращать внимания.

Unknown комментирует...

Ты никогда не вмешивался в процесс варки борща твоей женой? Думаю, нет. Т.к. тебя результат устраивает.

Так и с подчиненными. Если результат устраивает, то не мешай. Если нашел способ как улучшить результат или облегчить жизнь своим подчиненным, то вперед.

На счет работы на фирму и заработать денег. Либо ты работая на фирму сможешь ей (в лице руководства) доказать, что твоя работа стоит бОльших денег, то работай на благо этой фирмы. Если хочешь заработать не на фирме, то фирму нужно бросать. А сидеть одной пятой точкой на двух стульях не получится.

Спроси у Крайнова на kraynov.vom

Unknown комментирует...

если будут соблюдены мои авторские права (указано имя и ссылка на сайт), то никаких проблем