сентября 14, 2007

Управлять личными финансами просто. Часть третья

Расходы – враг не пройдет.

В то время как космические корабли бороздят просторы Большого Театра, и Сергей Жуковский рекламирует свой планируемый курс «Как заработать 1000 у.е. на блоге», я хочу поговорить о финансовых расходах.

Тотальным заблуждением является поголовное акцентирование внимания только на доходной части личных финансов. И ошибка не в учете и попытках увеличить доход, а в отсутствии хоть какого-либо контроля расходов.

Ведь все знают, что достаток, это не когда большой доход, а когда текущий расход меньше текущего дохода. И каждый, кто хочет достичь финансовой стабильности, а в дальнейшем, финансового благополучия, просто обязан управлять своими расходами.

А что значит «управлять»? Управление подразумевает наличие управляющего субъекта. Этим субъектом будете вы. Далее есть управляемые объекты. Сегодня этим объектом будут ваши расходы. Далее мы приступаем к самому процессу управления. Данный процесс, что должно быть известно любому менеджеру, подразумевает применение каких-либо действий с целью изменения текущего состояния объекта таким образом, чтобы оно стало удовлетворять желаемым требованиям.

Каким именно требованиям должны удовлетворять ваши расходы мы пока не будем формулировать. Остановимся на отправной точке. А это значит, что для того чтобы начать движение нам необходимо знать не только конечный пункт, но и отправную точку. И здесь, я уверен, у 99% населения больший сложности. Практически никто не сможет точно ответить на вопрос «А куда делись ваши деньги?».

Хватит жить на ощупь. Вам срочно необходимо стать личным главным бухгалтером. Вы должны начать тотальный учет всех ваших расходов. Вы можете завести простой блокнот и огромный гроссбух. Если вам удобно, можете учет вести в MS Excel, а можете написать свою маленькую базу данных. Я не хочу сейчас давать конкретные рекомендации. Может быть – в другой раз.

Для того, чтобы получить более-менее полную картину ваших расходов, учет необходимо вести более одного месяца. Т.к. за меньший промежуток вы можете и не увидеть объективной картины. Это будет связано с тем, что некоторые расходы (коммунальные платежи, например) возникают не чаще раза в месяц. А некоторые расходы (у меня это, например, покупка бытовой химии, средств личной гигиены и бакалейных товаров долгого срока хранения) могут возникать реже, чем раз в месяц. А определенные расходы могут быть вообще полугодовыми или годовыми. Покупка сезонной одежды обычно происходит не чаще двух раз в год: перед сезоном и после сезона на распродажах.

Все свои расходы необходимо группировать. Группы могут быть разной полноты. Конкретные советы давать не буду – каждый сам должен определить, какой уровень аналитике ему нужен. Обязательно делите все покупки на обязательные, необходимые, желательные и «нежелательные». К последним могут быть отнесены те расходы, которые были выполнены под воздействием мимолетной эмоции и после вас «терзала совесть за бесцельно потраченные средства».

Ведя полный учет расходов, вы, наконец-то, узнаете своего врага в лицо. И зная, куда уходят ваши деньги, мы легко сможем определить, куда их отпускать не нужно. Но это уже в другой раз.

Для начала начните учет. Вам может показаться, что это очень тяжело, но смею вас уверить – тяжело только в начале, потом втянитесь. Главное не бросать на полпути. В учете расходов вам очень помогут кассовые чеки. Если вы пользуетесь общественным транспортом – собирайте талончики за день. Тогда вечером вам будет значительно проще восстановить все расходы за день. Конечно, те расходы, которые не сопровождаются документами (покупки на рынках, в ларьках без кассовых аппаратов и т.п.) придется или запоминать или сразу записывать.

Домашнее задание выдал. В следующий раз поговорим о способах учета и анализе имеющихся данных.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Я, наверное, чего нибуть не понял, но с тем, что понял, немного не согласен. Я могу согласиться с тем, что нужно вести учет расходов. Но это в бызнесе. А в личной жизни если я буду думать и считать каждую спичку или выкуреную сигарету, трамвайные билетики, пиво и многое другое, то на это уйдет уж слишком много времени. Я уже не говорю о том, что бы учитывать расходы жены, которые вообще не поддаются никакому контролю. Может, все таки вместо занятий личной бухгалтерией лучше отдохнуть и расслабиться, что бы с новыми силами заработать просто больше денег. Хотя, наверное, с другой стороны, возможно, было бы полезно хоть раз сесть и подумать, а может действительно, денег больше и не надо, а просто необходимо навести порядок в расходах. И перестать бежать по рельсам впереди паровоза.

Unknown комментирует...

Простой пример:
Задумайся над тем, что вокруг тебя есть люди, которые живут в месяц на 200,300,400 у.е. и умудряются получать какое-то удовльствие и от таких доходов. ;)

Я не призываю влачить жалкое существование, но при полном расточительстве можно при любом уровне зарплаты жить от "получки" до "получки" и еще в долгах сидеть.

А на счет талончиков, то попробуй вечером потратить 10 минут, на то чтобы их посчитать. Спичку и сигарету считать не нужно, т.к. обычно эти вещи покупаются большими партиями ;).

Но каждый выбирает свое...

36degrees комментирует...

В свое время много интересовался этой темой (сейчас уже систему отработал). Если интересно -- могу поделиться опытом

Unknown комментирует...

С радостью посмотрю ваши материалы. Заметки, построенные на них будут обязательно иметь ссылки ;). В профиле есть адресок моей почты.